Дружба школьная Мальчишеская дружба — удивительная, противоречивая, необходимая… Наверное, в ней уже можно отыскать ростки той самой «мужской» — легендарной, полусвященной, в которой есть свой кодекс чести, свои жизненные понятия, нарушить которые все равно что себя потерять.
Действительно, нередко дружба, возникшая в начальной школе, сопровождает человека всю жизнь. И поэтому требует нашего внимания, уважения и понимания.
Психологи заметили, что три четверти социальных (межличностных) контактов, которые устанавливают младшие школьники, связаны со сверстниками того же пола: девочки дружат с девочками, мальчики с мальчиками (например, только 3 % опрошенных мальчиков выбирают в лучшие друзья девочек). С возрастом эта исключительность становится еще более выраженной (вплоть до периода юношества). Очевидно, различия между «девчачьей» и «мальчиковой» дружбой в школьном возрасте вполне ощутимы. Чем же особенна мальчишечья дружба?
Дети в этом возрасте предпочитают «кучковаться», и мальчишеская компания будет более шумной и активной. Возня и совместные силовые игры приносят ребятам большое эмоциональное удовлетворение, а собственный успех в ней гораздо важнее для мальчика, чем личные симпатии к другим участникам игры. В этом возрасте дружеские отношения реализуются именно в игре). Для 7–8-летних детей друг — это прежде всего партнер по играм. Со временем будет развиваться собственно личностный компонент дружбы, а игра станет только фоном развития этих отношений, но пока все наоборот. Поэтому в младшем школьном возрасте «сила дружбы» измеряется количеством времени, проведенного вместе с другом.
Возросший авторитет друзей, важность их мнения, которые чаще важнее того, что говорят родители, тоже одна из «примет» мальчишеской дружбы в этот период.
Андрюша уже полгода ходит на каратэ, и вдруг… - Мама, я хочу записаться еще в секцию борьбы в школе. - А как называется эта борьба? - Не знаю, но туда уже ходят Никита, Данила и Миша. И мы, разумеется, записались на эту загадочную борьбу (самбо, как оказалось), хотя при таком графике получалось, что у ребенка каждый день — полуторачасовая тренировка (как у профессиональных спортсменов). Закончилось все довольно неожиданно — через три месяца: - Мама, «отпиши» меня от борьбы, пожалуйста. - А, устал? (поучительно? назидательно?) - Нет, просто туда уже не ходит никто из моих друзей. А на футбол меня запишешь? Никита уже записался…
Противоречивость «мужской» дружбы школьного периода порой сбивает с толку родителей: вчера они были «не разлей вода», сегодня — «Я с ним не дружу, он мой враг!». Вполне вероятно, что поссорились они из-за какой-то чепухи: «Он прыгнул дальше, чем я!» (на физкультуре), «Он разрисовал мне тетрадку, и учительница сердилась на меня!» и прочее. Но долго выдержать «ссору» маленький школьник не может, и вот уже на следующий день: «Можно Миша придет ко мне в гости поиграть?» Впрочем, ничего удивительного в таких «переменных» отношениях нет — это одна из возрастных особенностей младших школьников: по результатам социологических опросов, даже у 11-летних детей только в 50 % случаев лучший друг оставался тем же, что и две недели назад.
Другие особенности мальчишеской дружбы уже не кажутся смешными, даже настораживают. Почему если лидерство — то абсолютное, а «слабых» дразнят и обижают? Почему такое острое соперничество? Почему каждый второй ужасный хвастун? Почему они дерутся, ведь они друзья? Действительно, почему?
Психологи объясняют это так: мальчишеская компания — это отголосок первобытного «мужского союза», в котором царили «суровые нравы». В древности, только объединив свои силы, мужчины могли выжить и победить (например, на охоте). И было очень важно, чтобы этим «содружеством» управлял самый сильный и умный. Конечно, в современном обществе уже нет такого социального института. Но для мальчиков по-прежнему очень важен сам факт принадлежности к своему кругу, своей компании. Только в таких условиях они получают подтверждение своей мужественности, только так формируется мужской характер. Мальчика воспитывает и сама структура группы (в центре внимания личные, «боевые» качества, главная задача — самоутверждение, пусть и «благодаря» отчаянному хвастовству), и «мужские» игры («войнушки», спортивные, приключенческие) — в них обязательно присутствует конфликтное и соревновательное начало. Таким образом, мальчишки учатся и драться с противником, и «сотрудничать» с ним, в игре осваиваются первые навыки лидера и организатора — получается настоящая «школа жизни». Кстати, порой мальчишеские компании служат своеобразной «оппозицией»... «женскому командирству»: дело в том, что девочки младшего школьного возраста, как правило, более активны, старательны и ответственны, чем мальчики, а хочется ведь доказать, что и «мы не хуже».
Иногда нам совершенно непонятно, «что он нашел в этом Максиме?» или «почему он пришел с «фонарем» под глазом от лучшего друга?», но очевидно, что без всех этих разнообразных «дружб» ребенку никак не обойтись, ведь именно общение со сверстниками формирует социальное и интеллектуальное развитие маленького школьника. Ребенок, не прошедший «школы» общения со сверстниками, как бы выпадает из детской культурной среды с ее неписаными законами и правилами. А социальная некомпетентность может обернуться серьезными расстройствами психики. Количество друзей, необходимое каждому ребенку, зависит от его темперамента, степени общительности и… возраста: сначала друзья — это все его школьные товарищи и приятели со двора, позже круг сужается. В любом случае, настоящих друзей не бывает очень много — как говорится, «лучше меньше, да лучше».