- Что значит первая встреча ребенка с учителем? И когда она должна произойти?
- Это очень важный момент и для ребенка и для родителей и для самого учителя. То впечатление, которое произведет учитель на ребенка, и то, как ребенок себя покажет в этом - очень волнительном для него - моменте, может потом сказываться на их взаимоотношениях. Знакомство должно произойти ДО первого сентября. За оставшееся время можно просто сходить познакомиться за несколько дней до начала занятий.
- Что за это время можно сделать для профилактики конфликтов?
- Очень желательно прийти к завучу начальных классов, у которого в подчинении находятся учителя начальных классов, и просто выйти на откровенный разговор, получить какую-то характеристику вашего педагога, спросить о чертах характера, о подводных камнях, - чтобы подготовить себя и ребенка к этому учителю, и знать как с ним общаться и чего от него ждать.
- Какое значение имеют отношения родитель-учитель? Если пришла мама знакомиться с учителем, и ей этот учитель не понравился, что делать?
- Конечно, лучше выбрать такого учителя, который Вам будет нравиться. Но если уже не нравиться, снова пообщайтесь с завучем начальных классов, и постарайтесь понять, почему этот учитель вам не нравиться? Почему он вас отталкивает? А причин здесь может быть очень много: прическа, одежда, поведение, или вообще - просто фигура… Это может быть не объективная причина.
- Должен ли родитель бояться, что его отношения с учителем транслируются потом и на ребенка. И он будет потом относиться к учителю также негативно как его родитель?
- Главное здесь - понимать, что ребенок прислушивается к каждому слову родителя. Поэтому дома ни в коем случае при ребенке нельзя обсуждать учителя, чтобы не было таких отрицательных настроев. Только положительная сторона!Потому что ребенок потом придет в класс и у него должно быть желание общаться с этим педагогом. Если он знает отрицательные стороны учителя, у него автоматически возникает и отрицательная реакция, и негативное поведение по отношении нему. Иногда учителя не знают, почему и на каком месте возникает конфликт. Ребенок начинает либо грубо отвечать, либо наоборот - уходить от разговора. Потом оказывается, то он основывается на тех отношениях, которые уяснил из разговора мамы с папой, обсуждавших учителя при ребенке… Т.е. не нужно заставлять ребенка относится к учителю также как вы, если вы относитесь отрицательно.
- Однако, не секрет, что некоторые учителя сами провоцируют ребенка на конфликты… В связи с этим, такой вопрос: что такое предвзятость? И из чего складывается предвзятое отношение учителя к ребенку?
- Предвзятость может иметь разные корни. Предвзятое отношение - это отношение взрослого к ребенку как к пассивному объекту, 'объекту педагогического воздействия' а не как к Человеку, у которого может быть свое мнение, свои убеждения и проч. Естественно, что предвзятость основывается на негативных эмоциях, которые толкают учителя на необоснованные, завышенные требования к ребенку. Т.е., когда педагог не учитывает индивидуальных особенностей ребенка. И тогда возникает определенный тип учительского поведения: не обращает внимания на этого ребенка. Или, наоборот, - очень часто делает замечания, - если ребенок крутится, если он гиперактивен, не может сосредоточить внимание, а учитель не учитывает эти особенности. Или - еще: есть дети много знающие, умненькие, самостоятельные, активные, занимающие жизнеутверждающие позиции (именно эти качества сейчас, в основном развивают в ребенке родители - так как эти качества наиболее востребованы и выгодны в современном обществе). И вот такой человечек не боится задать вопрос учителю, но слушает с позиции 'согласен', 'не согласен', он не боится, высказывает свою точку зрения. И если учитель относится к ребенку, как к 'объекту педагогического воздействия', у них возникает конфликт: 'я сказала это правильно, а ты еще пока подрасти'. Ребенок восстанет против такой позиции (и правильно сделает).
- Что делать в такой ситуации родителям и учителям?
- Педагогам, прежде всего, менять свою позицию. Авторитарная позиция сейчас не актуальна. Учитель должен понимать, что ребенок имеет право на свою точку зрения. Родителям тоже могу дать один простой совет: искать у учителя положительные качества и обозначать их ребенку. 'Она не просто так сделала тебе замечание, значит, ты что-то сделал не правильно, она хочет тебе помочь'.
- А если учитель не прав? Неужели и тогда говорить о нем только хорошее??? Не будем ли мы тем самым подавлять в ребенке желание высказываться, взращивать в нем ощущение несправедливости?
- Если учитель не прав, ребенку об этом надо обязательно сообщить. Так же, как и учителю. И нужно потом обязательно выйти на разговор с учителем и обсудить конкретную конфликтную ситуацию, обязательно разобрать возникший спор.
- В один прекрасный день первоклашка говорит: 'Я в школу не пойду!', начинаются слезы: 'мне не нравится тетя учитель, она злая!' Что делать?
- Если ребенок действительно страдает, и это не каприз, и родитель не может найти позитивные аргументы для того, чтобы ребенка убедить пойти в школу... то лучше в этот день ребенка оставить дома, и выяснить, обсудить с ним проблему. А потом прийти с этой проблемой в школу и обсудить ее еще и с учителем.
- Т.е. вы говорите о том, что если ребенок не хочет идти в школу, то лучше его в школу не отправлять?
- Я имею в виду только этот день, именно этот день. Т.е. в данном случае интересы и психическое состояния ребенка мы ставим во главу угла. Один день в учебном процессе не даст никакого положительного эффекта, если ребенка отправить в школу насильственно. Он должен сидеть за партой по желанию, а не из-за страха перед родителями или учителем. Иначе - ни о каком толке от обучения говорить не имеет смысла.
- Последний вопрос. Мы с вами говорили о характеристиках детей для учителей. Вот что-нибудь можете посоветовать за оставшиеся дни в этом плане сделать?
- Да, очень полезно дать о ребенке информацию из другого коллектива. Учитель должен узнать детей, чтобы правильно повлиять на коллектив, чтобы правильно его сформировать. И очень желательно родителям взять характеристику в детском саду. Тогда учителю будет проще, он будет знать индивидуальные психологические моменты, т.е., будет иметь ту основу, которая поможет избежать неприятных сюрпризов. И учителю советуем просить такие характеристики у родителей. Ну, а если характеристик нет, любой учитель может разработать анкету, чтобы узнать о ребенке побольше: как ведет себя дома, какие у него есть хобби, интересы, во что любит играть, что читать и проч. Это обязательно поможет конструктивным отношениям.